
План:
- О ереси Арианства
- О Арии
- Отличия между Александрийской и Антиохийской школами
- На чьи учения ориентировался Арий
- Конфликт с православием: Александр Александрийский
- Действие в Палестине
- Соборы в пользу аривн, Соборы, осуждающие Ариан
- Деяятельность императора Константина
Ариа́нство — это одно из ранних еретических течений в христианстве в IV—VI векахпо Р. Х., утверждавшее сотворённую природу Иисуса Христа и не единосущность его с Богом-Отцом.
Арий утверждал, что Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в сотворённое, и было время, когда Сын не существовал. Арий считал, что своим безначалием Иисус Христос отменяет факт своего рождения и поэтому осуждал епископа Александра, как скрытого савелианина. Таким образом, мы видим, что Арий не видел в Иисусе Христе Бога, а лишь считал, что Он настолько уподобился Отцу, что Тот усыновил Его. Также Арий говорит, что поэтому и Бог не всегда был Отцом, а стал Им по рождении Сына. Это лжеучение получило своё название по имени его основоположника — александрийского священника Ария
Арий родился в 256 году в Ливии, воспитание получил под руководством Лукиана Антиохийского. В 311 году прибыл в Александрию и был рукоположен в диакона святителем Петром Александрийским и им же был отлучён за приверженность к мелетианству. Потом покаялся и был рукоположен в пресвитера, являясь, впоследствии претендентом на епископский престол, но голосование выбрало Александра и Арий стал пресвитером в одной из церквей Александрии, где он мог свободно проповедовать своё лжеучение по причине большой самостоятельности пресвитеров в Арександрии.
Ещё с 5 века существует мнение, считающие арианство – продуктом Александрийской школы и Оригена, но, по мнению профессор Василий Васильевич Болотов к этому мнению нужно отнестись отрицательно. А считать арианство продуктом Антиохийской школы, так как сам Арий считал себя выходцем из этой школы. Яркими же представителями этой школы были Дорофей и Лукиан, и когда Арий обращался за помочью к восточным епископам, он назвал Евсевия Никомидийского «солукионистом», в этом мы видим то, что он причисляет себя к последователям Лукиана. Также с Лукианом общались такие видные деятели арианства как Евсевий Никомидийский, Марий Халкидонской и др.
При этом о Лукиане мы знаем из послания Александра Александрийского, что он причислял его к последователям Павла Самосадского. И хоть он довольно высоко ценил высокую ученость Павла и его административные способности, но точно понять, насколько близок был Лукан к Павлу Самосадскому сложно. Но хоть прямую связь уловить довольно сложно, но довольно ясно видна связь Ария с Антиохийской школой вообще. А иногда арианство, несторианство и рационализм выделяют и как характерные черты этой школы. А отличались эти школы толкованием Священного Писания. Александрийская школа – это аллегоризм, а Антиохийская – буквализм. Первая иногда уходила в крайность отрицания буквального смысла перед аллегорией, а Антиохийская ставила сначала буквальный смысл и человеческий элемент и выдвигала их на первый план. И они не видели буквального подтверждения новозаветных истин.
Александрийская же школа, а именно, последователи Оригена, несмотря на свой субординационизм < учение о неравнозначности и соподчинённости ипостасей Троицы в ранней христианской теологии (II—III века), согласно которому Сын-Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и подчинены Ему> , оставались в православии, потому что существование Сына при существовании Отца для них было логическою необходимостью.
Из этого мы можем понять, в каком непонимании находились Александр и Арий, воспитанники разных школ. В Александрии против взглядов последнего, расходящихся с исповеданием христианским, вначале выступил александрийский архипресвитер Коллуф, и, проиграв в публичном споре, Арий, был отлучён епископом Александром на созванном им соборе в 318 году. По мнению религиоведа Антона Владимировича Карташёва, с первых же дней спора Ария с Александром «за спиной последнего встал и укрепил его» Афанасий Александрийский, получивший впоследствии прозвание «Великий», бывший в то время диаконом.[1]
Однако это не остановило Ария, на его сторону встало около 1/3 всего Александрийсого клира, а именно: 2 епископа (Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский), 7 пресвитеров, 12 диаконов и 700 девственниц. Это породило сильное возмущение у архипресвитора Колуфа, который обвинил святителя Александра в потворстве еретикам и сам самовольно обьявил себя епископом и уже сам стал рукополагать пресвитеров. В ответ на это Александр Александрийский собрал собор в 320 или 321 году и снова отлучил Ария.
Однако и на этом Арий не успокоился и отправился в Палестину, где, потдержаный Евсевием Кесарийским, Аэцием Лиддским и Павлином Тирским, начал увеличивать своё влияние в этой области. Но нашёл нового противника в лице Макария Иерусалимского, что разделило Палестину на арианский север и православный юг.
Возможно, это послужило причиной просьбы Ария Евсевию Никомедийскому о помощи в примирении с епископом Александром. Ходатайство провалилась по причине соперничества за первенство на востоке двух кафедр, так как Никомедия, куда была перенесена имперская столица, имела возможность оспорить это звание у Александрийской кафедры. Осознав провал примирения Арий решил ввести сильную агитацию в простом народе, сочиняя песни, для пения моряков, мельников и пешеходов во время работы. В противодействие этому Александрийский епископ, осознав всецерковные масштабы проблемы, направлял послания к прочим митрополитам, объясняя причины отлучение Ария.
Изначально император Константин сочувствовал арианам, так как в его окружении находились видные деятели последнего, такие как Евсевий Никомедийский. Он не осознавал всей серьёзности возникшей проблемы, относя её к вопросу политической стороны – боязнь, каких либо волнений в империи, так как Александрия являлась «житницей империи» и какие либо волнения там ещё более серьёзно беспокоили императора. Но со временем влияние Евсения Никомедийского оказалось сильно подорвано в связи с его сближением его с Ликинием, и у Константина появился новый приближённый – Евсевий Кесарийский, который в спору с арианами относился как к детской забаве. Но, несмотря на это император предложил спорящим своё посредничество и отправил письмо, где просил спорящих замирится и не разводить полемику о вещах столь тёмных. С этим письмом он отправил Осия Кордубского, который на месте рассмотрел, как сложен и важен вопрос и, приехав, рассказал императору в 324 г.
Этот вопрос и вопрос о праздновании пасхи и стали основными на собранном императором Константином 1-ом Вселенском Соборе в 325 году, который и призван был решить важнейшие в церкви проблемы.
[1] Карташев, 1994, с. 18.








